МЕНЮ
20
24

Кафедра технологии машиностроения

Яковлев Максим Григорьевич

Заведующий кафедрой
  • Информация
  • История
  • Документы
  • Контакты

1.   Актуальность тематики работы кафедры в современном мире, для экономики и рынка труда

Профессия специалиста по технологии машиностроения считается перспективной. Технические профессии всегда были и будут популярны, ведь с развитием прогресса, расширяется и спектр действий специалистов по технологиям машиностроения. Связано это с постоянным внедрением новых методик и появлением современных изобретений. Данные специалисты имеют массу возможностей для успешного построения карьеры и развития, что откроет перед ними новые перспективы в построении карьеры.

Процесс трудоустройства выпускников часто начинается при прохождении практики. Обычно выпускников забирают предприятия, на которых они успели себя проявить. Специалисты по технологиям машиностроения востребованы в основном на заводах и производствах.


2.   Преимущества кафедры

Кафедра технологии машиностроения одна из старейших выпускающих кафедр университета, имеющая богатую историю и опыт по обучению студентов, магистров и аспирантов. Сегодня кафедра имеет отличные результаты и активно развивается в следующих направлениях:

  1. Формирование научного направления развития кафедры в области технологического перевооружения механосборочных машиностроительных производств. По данному направлению преподавателями и аспирантами выполняются НИРы по заданию Министерства образования и науки РФ и машиностроительных предприятий.
  2. Развивается материально-техническая база, приобретается новое учебно-лабораторное оборудование и станки с ЧПУ.
  3. Преподаватели и студенты активно участвуют с докладами на международных и Российских конференциях.
  4. Преподаватели кафедры печатаются в изданиях входящих в Web of science и Scopus, получают свидетельства на патенты.
  5. Аспиранты и магистры проходят стажировку в Университете им.Отто фон Герике, Магдебург, Германия (Otto von Guericke University Magdeburg).
  6. Процесс трудоустройства выпускников начинается с прохождения им практики. Как правило, студенты остаются работать на том же предприятии, где они проходили преддипломную практику.
  7. Имеется базовая кафедра в ведущем научно-производственном центре АО «НПО «ЦНИИТМАШ».


3.   Направления научно‒образовательной деятельности кафедры

  1. Образовательная деятельность
  2. Подготовка инженеров по специальности 15.05.01 «Проектирование технологических машин и комплексов», специализация «Проектирование технологических комплексов механосборочных производств». Срок обучения 5 лет 5 месяцев (очная форма).
  3. Подготовка магистров по направлению 15.04.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», профиль «Технология машиностроения». Срок обучения 2 года (очная форма).
  4. Переподготовка и повышение квалификации инженерно-технических работников по направлениям «Организация ресурсосберегающих производств в машиностроении», «Модернизация технологий и оборудования в наукоемком машиностроении» и «Программирование изготовления деталей на станках с ЧПУ».
  5. Научная работа
  6. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технологического перевооружения машиностроительных предприятий, включая разработку:
  7. методов и средств технологического аудита механосборочных производств;
  8. проектов новых механосборочных производств с оценкой показателей производительности и себестоимости, анализа логистической поддержки, разработки гибких информационных моделей технологических процессов изготовления изделий;
  9. автоматизированных систем технологического проектирования и изготовления деталей на станках с ЧПУ (CAPP/CAM);
  10. маршрутных и операционных технологий изготовления сложных деталей на станках типа обрабатывающий центр.
  11. Проведение научно-исследовательских работ по повышению эффективности процессов обработки на станках с применением инструмента с наноструктурированным износостойким покрытием и методов компенсации физических эффектов смазочно-охлаждающих сред.
  12. Обучение в аспирантуре по профилям:
  • 05.02.08 «Технология машиностроения»;
  • 05.02.22 «Организация производства (в машиностроении)»;
  • 05.02.07 «Технология и оборудование механической и физико-технической обработки»;
  • 05.02.02 «Машиноведение, системы приводов и детали машин».



4.   Основные дисциплины, преподавание которых осуществляется на кафедре

Эффективность современных машиностроительных предприятий определяется выпуском продукции требуемого количества и качества в установленные сроки с минимальными затратами, поэтому современный инженер должен знать не только технологические методы обработки заготовок, но и знать методики, позволяющие эффективно организовать и сбалансировать производственный процесс предприятия. Исходя из этого, можно выделить наиболее важные дисциплины, преподаваемые студентам по направлению кафедры:

  • Технология машиностроения (спец. часть);
  • Технологические методы обеспечения качества поверхностного слоя деталей;
  • Проектирование технологической оснастки;
  • Автоматизация производственных процессов в машиностроении;
  • Технико-экономический анализ технологических процессов;
  • Проектирование машиностроительных производств;
  • Основы бережливого производства;
  • Производственный инжиниринг;
  • Основы цифровых производств в машиностроении.


5.   Основные направления трудоустройства выпускников кафедры

Основное направление подготовки выпускников кафедры это работа на предприятиях в любых отраслях машиностроения в должностях начиная с инженерских. Практика производственная и преддипломная в обязательном порядке проводится на машиностроительных предприятиях.

Универсальность знаний выпускников кафедры и последующее прохождении ими курсов повышения квалификации позволяет работать в таких направлениях как, например, разработка имитационных моделей машиностроительных предприятий, проводить технологический аудит машиностроительных предприятий и др.

Каждый выпускник сможет в последующем найти свое направление развития и работы по душе.


6.   Примеры организаций, в которых проходит производственная практика студентов

Студенты кафедры проходят производственную и преддипломную практику на предприятиях:

  • АО "НПЦ газотурбостроения "Салют";
  • АО "Московский машиностроительный завод "Знамя" (АО "ММЗ"Знамя");
  • АО "Научно-производственное объединение "Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения" (НПО «ЦНИИТМАШ);
  • АО НПО МРТЗ;
  • Акционерное общество "Бавленский электромеханический завод" (АО "БЭЗ");
  • ПАО "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" (ПАО "ДНПП");
  • АО "Научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" (АО "НПО "ЛЭМЗ);
  • АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (ОАО "К"ТРВ");
  • АО "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" (ЦНИИАГ);
  • ОАО "Ракетно-космическая Корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва" (ОАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева);
  • ООО "Титан-Авангард";
  • ЗАО "Чувашкабельмет";
  • АО "НИТИ им. П.И. Снегирева";
  • Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Исток» им. А.И. Шокина» (АО «НПП «Исток» им. А.И. Шокина»).


7.   Примеры должностей, которые занимают выпускники кафедры

Знания, которые дает кафедра технологии машиностроения, позволяют выпускникам работать в любых отраслях машиностроения начиная с инженерских должностей (например, инженер-технолог, наладчик обрабатывающих центров и т.д.) и заканчивая руководством машиностроительных предприятий (например, начальник цеха, главный технолог, директор и т.д.).

В 1938 году в связи с острой потребностью машиностроительной отрасли в инженерах-технологах в Станкине была открыта специальность «Технология машиностроения». В этом же году была организована и кафедра технологии машиностроения. Кафедру возглавил крупный советский ученый, д.т.н., профессор А. И. Каширин ‒ один из основоположников отрасли науки о технологии машиностроения.

Первые годы деятельности кафедры были направлены на организацию учебного процесса, решение методических задач и создание технологического кабинета.

Первый выпуск инженеров-технологов в количестве 47 человек состоялся в 1941 году.

В годы войны преподаватели и сотрудники кафедры активно участвовали в создании оборонных сооружений, налаживании производства на эвакуированных заводах, выпуске военной продукции и, несмотря на тяготы военного времени, не прекращали подготовку инженеров. За период 1941‒45 годы кафедрой было выпущено 234 инженера.

В 1946 году руководство кафедрой было поручено д.т.н., профессору Б. С. Балакшину, основавшему научно-технологическую школу и поныне считаемую передовой.

Научные основы технологии машиностроения, разработанные Б.C. Балакшиным, содержат ряд научных понятий и положений, вошедших в терминологию и практику технологии машиностроения; теорию размерных цепей (1939 год); теорию базирования (1946 год); метод разработки технологического процесса изготовления машины, содержащий состав, последовательность действий и указания по их осуществлению. Научные основы технологии машиностроения, разработанные Б.С. Балакшиным, изложены в трудах «Технология станкостроения», «Основы технологии машиностроения» и «Теория и практика машиностроения».

Научная школа Б.С. Балакшина нашла признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Учебники Б.С. Балакшина переведены на английский, китайский, латышский и узбекский языки. Благодаря научной школе Б.С. Балакшина кафедра технологии машиностроения Станкина была отнесена в стране к числу ведущих кафедр по этой специальности.

Научным направлением кафедры в те годы было «Повышение точности изделий и производительности технологических процессов». С начала 50‒х годов и на протяжении 25 лет велась разработка идей об оснащении станков устройствами адаптивного управления (САУ), выдвинутых Б.С. Балакшиным. Исследования в области САУ оказались весьма эффективными: первый в мире станок, оснащенный САУ, был создан аспирантом Л.В. Худобиным в 1958 году.

Разработка проблемы адаптивного управления ходом процесса обработки заготовок привела к выдвижению оригинальных идей.

Так Ю.М. Соломенцевым было доказано, что с помощью САУ можно управлять не только точностью обработки, но и себестоимостью операции. А работы Ю.С. Осадчего, В.Д. Корнеева и Л.М. Червякова вскрыли новый путь построения прецизионных станков. По проблеме было защищено свыше 40 кандидатских диссертаций, опубликованы три монографии «Самоподнастраивающиеся станки» (1965, 1967, 1970 годы) и издан фундаментальный труд «Адаптивное управление станками» (1973 год). Работы кафедры по проблеме адаптивного управления вскрыли подходы к управлению и его теоретические аспекты. Идея Б.С. Балакшина получила всемирное признание. В 1972 году коллективу кафедры в составе: Е.И. Луцков, С. П. Протопопов, Б.С. Балакшин, Б.М. Базров, Ю.М. Соломенцев, В.А. Тимирязев была присуждена Ленинская премия.

В 1964 году Д.В. Чарнко завершил важную работу по раскрытию структур операций. Д.В. Чарнко показал, что за счет их совершенствования, производительность технологических процессов может быть повышена в 10 раз.

В 1967 году И.М. Колесовым была закончена работа по раскрытию количественных связей между отклонениями формы, относительно поворота поверхностей деталей и расстояния между ними, появляющихся в процессах изготовления машин.

В 1970 году были утверждены государственные стандарты СССР (ГОСТы) 16319 и 16320‒70 «Размерные цепи», разработанные Б.С. Балакшиным и И.М. Колесовым, позволившие узаконить терминологию и методы расчета допусков. ГОСТы 16319 и 16320‒70 сыграли большую роль в раскрытии смысла теории размерных цепей и ее широкой популяризации. Стандарты по размерным цепям были переутверждены в 1980 году, а в 1987 году по заданию Госстандарта сведены в методические указания РД 50‒635‒87.

Учебный процесс, осуществляемый кафедрой, формировался и развивался в соответствии с требованиями машиностроения к качеству инженеров ‒ технологов и по мере совершенствования научного потенциала кафедры.

Преподавание дисциплины «Технология станкостроения» было начато в Станкине еще в 1932 году. С созданием кафедры технологии машиностроения в 1938 году технологическая подготовка инженеров была усилена теоретическими курсами «Основы технологии машиностроения», «Проектирование приспособлений», «Проектирование цехов и заводов».

С окончательным оформлением к концу 50‒х годов научной школы Б.С. Балакшина, ставшей основой учебного процесса, определялась и его цель: учить методу построения технологических процессов. Только обучение этому методу позволило готовить инженеров широкого профиля, способных работать в любых отраслях машиностроения.

60‒е годы отмечены введением в учебный план ряда новых дисциплин: «Автоматизация технологических процессов», «Служебное назначение и основы создания машин», «Теория автоматического регулирования», «Основы научных исследований» и др.

Помимо лекций, лабораторных работ и практических занятий большую роль в подготовке инженеров играли практики на предприятиях, курсовое и дипломное проектирование.

Традиционно Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) отмечала высокий уровень подготовки инженеров кафедрой «Технология машиностроения». Этому же свидетельствовал высокий спрос машиностроения на выпускников Станкина по специальности «Технология машиностроения».

Успех и авторитет кафедры в науке и формировании учебного процесса привлекли внимание вузов страны, и кафедра стала местом стажировки преподавателей по специальности 0501.

В конце 60‒х годов при кафедре был создан факультет повышения квалификации (ФПК). Численность потока на ФПК доходила до 50 человек.

В эти же годы начался большой приток аспирантов. Состав аспирантов ежегодно доходил до 15 и более человек. В аспирантуру при кафедре поступали не только выпускники советских вузов, но и зарубежных.

В конце 60‒х годов установилось тесное сотрудничество кафедры с Дрезденским техническим университетом и Высшей технической школой, в г. Карл‒Маркс‒Штадте (ГДР).

Успехам кафедры в подготовке инженеров и научной деятельности содействовал беззаветный труд ее коллектива: ученых и сотрудников. В период 1950‒1974 годы на кафедре работали доктора технических наук, профессора: Б.С. Балакшин, Л.А. Глейзер, Д.В. Чарнко, И.М. Колесов; кандидаты технических наук, доценты: В.Н. Федоров, С.С. Данилов, С.А. Чихачев, С.П. Трошенский, Н.Г. Латышев, Е.И. Луцков, С.Н. Соловьев, А.З. Бабушкин, Б.Л. Беспалов, С.П. Протопопов, Е.И. Трофимова, Н.А. Герасимов, В.Ф. Колотенков, И.М. Баранчукова, А.Г. Схиртладзе, Ю.Б. Крамаренко, А.А. Гусев Б.М. Базров, В.А. Тимирязев, Е.А. Ковальчук, В.А. Медведев, В.Г. Митрофанов, В.П. Вороненко.

Сохранение и развитие научной школы Б.С. Балакшина, авторитета и традиций кафедры стало главной задачей доктора технических наук, профессора Игоря Михайловича Колесова, возглавившего кафедру в 1974 году.

Первым шагом в укреплении научной школы была разработка государственного стандарта по базированию и базам, начатая в 1973 году еще при жизни Б.С. Балакшина и завершившаяся утверждением ГОСТа 21495‒76 «Базирование и базы в машиностроении» в 1976 году в редакции Станкина.

В 1975 году перед кафедрой возник вопрос о выборе направлений научной работы. Проблема адаптивного управления к этому времени была исчерпана и для крупной кафедры фронт научных работ иссяк. Выбор нового научного направления мог быть связан с проблемой, актуальной для машиностроения в то время. Таковой являлась автоматизация мелкосерийного и единичного производства с применением гибких производственных систем (ГПС). И кафедра подключилась к решению этой проблемы.

Новое научное направление потребовало создания экспериментальной базы, т.е. собственной ГПС, что и было сделано в 1977 году. ГПС получила название «Автоматизированная система механической обработки (АСМО)» и являлась единственной ГПС в вузах страны и зарубежных вузах, чем, видимо, объясняется высоких интерес, проявившийся к ней, и большой наплыв гостей на кафедру.

Работа по ее созданию осуществлялась силами всей кафедры, а особый вклад в реализацию проекта внес д.т.н. профессор Д.В. Чарнко. «АСМО», предназначенная для изготовления корпусных деталей, служила материальной базой для учебного процесса и научных работ в области автоматизации мелкосерийного и единичного производства. Первые лабораторные работы с ее использованием были поставлены Н.Г. Латышевым и Т.Г. Голубевой.

«АСМО» помогла вникнуть в сущность автоматизированного производственного процесса и представить его в виде сложной вероятностной системы пяти множеств связей: свойств материалов, размерных, информационных, временных и экономических, охватывающей технологию изготовления изделий, организацию производственного процесса, оперативное планирование и управления им.

В 1979 году по заданию Высшей аттестационной комиссии СССР кафедрой был разработан паспорт научной специальности – «Технология машиностроения». Этот документ узаконил толкование технологии машиностроения как отрасли науки, ее цель и решаемые задачи: «Технология машиностроения – это отрасль науки, занимающаяся изучением связей и закономерностей в производственных процессах изготовления машин. Рассматривая производственный процесс изготовления машин как проявление вероятностной системы множеств связей свойств материалов, размерных, информационных, временных и экономических, технология машиностроения исследует эти связи с целью обеспечения в процессе производства требуемого качества машины, наименьшей ее себестоимости и повышения производительности труда».

Отсутствие метода построения автоматизированного производственного процесса привело к уточнению научного направления кафедры, связавшей свою дальнейшую научную работу с разработкой этого метода. Изучение свойств системы пяти множеств связей позволило к 1990 году обрисовать в общих чертах содержание метода и приступить к его детальной разработке.

Активная научная деятельность кафедры способствовала постоянному совершенствованию учебного процесса, основой которого по‒прежнему служила научная школа Б.С. Балакшина.

Научный авторитет кафедры подкрепляло широкое участие ее членов в работе различных государственных и общественных организаций. Таких, как Высшая аттестационная комиссия СССР, Научно-технический совет Минстанкопрома, Госстандарт, редакционные советы издательств «Машиностроение» и «Станки и инструменты». Широкой была и литературная деятельность профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры: учебники, учебные пособия, монографии, статьи доклады.

90‒е годы явились трудным временем, как для всей страны, так и для кафедры.

Нестабильность во всех сферах жизни общества сказалась и на деятельности кафедры. После ухода в 1986 году И.М. Колесова с должности заведующего кафедры, кафедру возглавляли: 1986‒89 годы ‒ д.т.н. профессор В.Г. Митрофанов, 1989‒93 годы ‒ д.т.н. профессор Н.М. Султан-Заде, 1993‒99 годы ‒ д.т.н. профессор В.К. Старков, 1999‒2000 годы ‒ д.т.н. профессор А.Н. Овсеенко, с 2001 года кафедру снова возглавил д.т.н. профессор Н.М. Султан-Заде, с 2004 – 2009 гг. д.т.н. проф., В.П. Вороненко.

В период с 1989 по 1994 год кафедрой была проделана большая работа, связанная с переходом к трехступенчатому образованию. Разработка учебных планов, программ дисциплин и методических материалов потребовала больших затрат сил и времени. С этой задачей кафедра справилась успешно.

Первый выпуск бакалавров по специальности «Технология машиностроения» состоялся в 1995 году, а выпуск дипломированных инженеров ‒ в феврале 1997 года и магистров технологических наук ‒ в июне 1997 года.

В связи с потребностями машиностроении в специалистах в области предпринимательства в 1995 году кафедрой была введена специализация «Технология и менеджмент в машиностроительном производстве», имеющая цель углубленной экономической и организационно-управленческой подготовки выпускников кафедры.

Пополнение кафедры учеными, занимающимися исследованиями других проблем, расширили тематику научных работ.

В период с 2000-го по 2008 год была весьма плодотворной учебно-методическая деятельность кафедры. За эти годы был издан ряд учебников и учебных пособий, авторами которых являются члены кафедры.

С 2009 года кафедру возглавляет д.т.н., профессор Кутин А.А.

В 2013 году произошло укрупнение кафедры за счет того, что в нее влился коллектив кафедры «Системы приводов».


Из истории кафедры «Системы приводов»


В 1975 году кафедра деталей машин Станкина была преобразована в кафедру деталей и гидрооборудования машин, в работу которой включились профессор В.В. Ермаков, доцент В.И. Иванов, профессор О.Н. Трифонов, ранее работавшие на кафедре металлорежущих станков и преподавшие цикл дисциплин по изучению гидропневмопривода металлорежущих станков. В 1980 году на базе кафедры деталей и гидрооборудования машин были созданы 2 кафедры: основ конструирования машин и гидропневмоавтоматики и гидропривода, которой стал заведовать доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор О. Н. Трифонов.

В это время на кафедре гидропневмоавтоматики гидропривода в дополнение к уже существующим курсам разрабатывается новый курс «Гидропневмоэлементы и привод роботов», программа которого была утверждена Министерством высшего образования и рекомендована для высших учебных заведений по специальности «Автоматизация и комплексная механизация машиностроения». Кроме того, разрабатывается программа «Гидропривод и пневмоавтоматика» для высших учебных заведений по специальности «Технология машиностроения».

Создаются 3 учебные лаборатории: гидропривода, пневмопривода и общей гидравлики. С 1980 по 1990 год на кафедре ежегодно издавался Межвузовский сборник научных трудов «Гидравлические системы металлорежущих станков и промышленных роботов». В аспирантуре кафедры ежегодно обучалось не менее 10 аспирантов, многие из которых выполняли очень интересные работы.

Преподавателями, сотрудниками и студентами кафедры получены более 50 патентов и авторских свидетельств, написан ряд учебников, учебных пособий и методических разработок. 

Кафедры систем занималась подготовкой специалистов различного уровня (бакалавров, дипломированных инженеров и магистров) для создания, исследования и эксплуатации высокотехнологических промышленных производств, использующих в своём оборудовании гидравлические и пневматические приводы с электрическим, электронным (компьютерным) и комбинированным управлением.

В учебной деятельности кафедра имела достижения, которые можно характеризовать успехами, состоящими в завоевании 8 призовых и 4 зачётных мест во Всероссийском конкурсе выпускных и дипломных работ по данному направлению и специальности в 2005, 2006, 2007 и 2008 годах. С 2008 года кафедра участвовала в международной конференции студентов и аспирантов, которая много лет проводится совместно МВТУ им. Баумана и МЭИ. 

Кафедра принимала активное участие в процессе разработки федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения.

В течение нескольких последних лет на кафедре развивалось методическое направление, состоящее в создании и внедрении в учебный процесс оригинальных мультимедийных лекционных курсов, а также разработка и использование мультимедийных средств обучения в других видах занятий. Кроме того, проводилась работа по созданию учебных анимационных и видеофильмов, посвященных изучению работы гидравлических машин, аппаратов и систем, а также сопутствующих физических процессов (анимационные лабораторные работы по курсам гидравлики и механики жидкости).

Кроме того, на кафедре выполнялись магистерские диссертации, часть которых посвящена математическому моделированию гидромашин и гидроаппаратов. В 2009 году начаты работы, связанные с исследованием в области гидроабразивной резки материалов.

С 2009 года кафедрой заведовал к.т.н., профессор Игорь Иванович Сазанов.

Контактные телефоны
8 (499) 973-30-80
Местные контактные телефоны
-
Контактные e-mail
Контактная информация

Почта: m.yakovlev@stankin.ru

Адрес: аудитории 411‒416, учебный (старый) корпус Вадковский пер., 3а, Москва, 127055



Возврат к списку